С какого возраста нужно воспитывать в детях грамотного пешехода? Когда нужно начать объяснять, что существуют особые правила передвижения по городу? Эти вопросы волнуют многих родителей.
Когда начинать?
Эти полезные знания можно начать давать малышу уже в возрасте двух-трех лет. Порядочный пешеход и ответственный водитель может начать расти в крохе уже с малых лет. А для этого нужно всего лишь начать знакомить его с правилами дорожного движения. И такая информация отлично усваивается через игру и просто через беседу на прогулке или по дороге в магазин.
Как это делать правильно?
Есть несколько простых приемов, используя которые, можно не только познакомить ребенка с ПДД, но и заинтересовать его.
1. На раннем этапе важно ничего не требовать от ребенка. Он еще знакомится с этим миром и просто вникает в происходящее.
2. Комментируйте свои действия. Рассказывайте, что нужно делать, переходя дорогу, объясняйте, в чем разница между светофором, «зеброй», подземным переходом. Очень важно, что малыш будет не только слышать, но и видеть пример взрослого.
3. Дома можно закреплять полученные знания в играх, загадках и стишках. Со временем, к примеру, переходя дорогу, кроха сам начнет рассказывать, как это делать правильно.
Важно помнить, что для ребенка 2-3 лет эти уроки должны быть ненавязчивыми. Основная детская деятельность дошкольника – игра. Игровой процесс – лучший учитель.
Первые успехи
«Пешеходный переход и светофор» — эта информация детьми в 2,5 года уже отлично усваивается. Но рассказывать нужно интересно, а главное, максимально просто.
«Зебра» — это черно-белые полоски, по которым можно переходить проезжую часть. Светофор – это специальный прибор, у которого есть три цвета, имеющих свое, особое значение.
Детям очень нравится наблюдать за этим в жизни, а затем и играть в подвижные игры дома на данную тему. В возрасте пяти лет ребенок должен:
• знать, куда нужно смотреть перед тем, как переходить дорогу;
• четко понимать, на какой свет светофора можно идти, а когда нужно стоять;
• осознавать, что, даже находясь на зебре, он должен быть внимательным, и не терять бдительности.
Ребенок должен четко усвоить, что, приближаясь к трассе, необходимо остановиться и обдумать свои действия.
К 5 годам все дети должны четко понимать, что играть около дороги нельзя – ни бегать, ни пинать мяч, ни кататься зимой с горки близ проезжей части.
Младшие школьники должны быть хорошо знакомы с тем, как правильно входить в наземный общественный транспорт и выходить из него, с какой стороны обходить автобусы, троллейбусы и другие транспортные средства.
Правильное передвижение на самокатах и велосипедах рядом с дорогой, пересечение проезжей части должны быть хорошо известны всем школьникам, достигшим одиннадцати лет. А после четырнадцати лет уже следует понимать, что за нарушение правил дорожного движения придется отвечать по всей строгости, по закону.
Обучающие игры
Итак, во что поиграть с ребенком для того, чтобы закрепить получаемые на улице знания о безопасности на дорогах?
Идеальный и самый простой вариант – конструктор и машинки. Можно смоделировать границы шоссе, перекрестки, на листе бумаги нарисовать зебры и светофоры. Но лучше купить специальный игровой набор. Таких игрушек в магазинах сейчас предостаточно.
Нужно регулярно проигрывать с ребенком ситуации «как правильно» и ситуации «ой, происшествие». В данной игре пешеходами могут быть небольшие игрушки-животные, или куклы, или человечки из конструктора. Организовать игру можно еще и по принципу выполнения заданий, например «Пусть этот котенок дойдет до школы!». Котенок в одном конце игрового поля, а школа в другом, необходимо преодолеть и светофоры и проехать на автобусе.
Можно давать задания ребенку, чтобы он их выполнял, а можно действовать наоборот. К примеру, «Смотри, по этой дороге едет грузовик, а вот по этой дороге два легковых автомобиля. Тут большой перекресток. Что здесь должно быть, чтобы они не столкнулись?». Ответ – светофор.
Деткам старшего возраста, примерно 5-6 лет, подобные игры можно организовывать при помощи радиоуправляемых машин, которыми можно разгоняться, тормозить и поворачивать дистанционно. Подобные игры заставляют малышей быть еще внимательнее, так как они наглядно видят, как может быть опасно столкновение автомобилей на скоростях, что может быть с человеком, если попробовать перейти дорогу в неположенном месте и водитель не успеет затормозить. Может быть, это звучит и выглядит страшно, но таким образом дети усваивают уроки наглядно и безопасно. У них есть возможность обсудить, проанализировать и понять ситуацию, в жизни при несчастном случае такой возможности может и не быть.
Учиться правилам дорожного движения никогда не рано. Мозг ребенка впитывает информацию, как губка, и чем раньше эти знания будут заложены, тем больше времени у него будет на обработку и закрепление информации.